На выставке COMTRANS 2023 дистрибьютор грузовой техники Dongfeng — ООО «Восточный Ветер» — представлял тягачи GX и KX 4х2 (один из них — в сцепке со шторным полуприцепом Hastrailer) и самосвал KC 8х4. О ситуации на рынке и текущих задачах компании рассказал коммерческий директор Евгений Лукьяненко.
Новый модельный ряд сформирован
С уходом в прошлом году из России Big 7 (семь крупнейших европейских брендов: Mercedes-Benz, MAN, Scania, Volvo, Renault, DAF и Iveco) возник значительный неудовлетворённый спрос на рынке грузовой техники. Дилерские и сервисные сети, занимавшиеся техникой Big 7, начали переходить на отечественные и дружественные марки автомобильной и полуприцепной техники.
«Наша компания как раз была дилером одного из брендов Big 7 — Scania, — рассказал Евгений Лукьяненко. — В декабре прошлого года мы начали заниматься поставками техники Dongfeng, формированием дилерской и сервисной сети. Ассортимент продукции на сегодня уже широкий. Здесь, на выставке, мы показываем наш флагманский магистральный тягач 4х2, региональный тягач 4х2 вместе с полуприцепом турецкой марки Hastrailer, дистрибьютором которой мы тоже стали, и самосвал 8х4. Также буквально сегодня к нам поступили магистральные тягачи GX 6x4».
Грузовики Dongfeng более 20 лет присутствуют на российском рынке. На начальном этапе это были самосвалы и небольшое количество тягачей, которые также применяли в строительстве, то есть все грузовики использовали на коротком плече, не рискуя удаляться от баз. За два десятилетия китайский автопром значительно продвинулся в качестве, характеристиках, надёжности и дизайне.
«Марка Dongfeng уже имеет хорошую репутацию на рынке, — подтвердил Евгений Лукьяненко. — Многие крупные заказчики, такие как «Деловые линии», «Вайлдберриз», «Дентро», уже взяли тягачи Dongfeng в эксплуатацию, испытали их и мы получили хорошие отзывы».
Подорожание не повлияло на спрос
2023 год пока не ознаменовался столь революционными переменами, как прошлый 2022-й, тем не менее ряд событий и процессов несколько замедлили развитие рынка. Речь про увеличение утилизационного сбора с 1 августа 2023 г., поэтапное увеличение ключевой ставки (до 8,5% с 24 июля, до 12% с 15 августа и до 13% с 18 сентября) и неуклонный рост курса юаня с 8 рублей год назад до сегодняшних 13,5 рублей. Эти явления поставили поставщиков техники перед необходимостью изыскивать способы сохранения приемлемого уровня цен.
«Наша техника, как и машины других брендов, подорожала пропорционально увеличению утилизационного сбора. Но мы стараемся с этим бороться: снижать издержки, договариваться с заводом, чтобы они помогли поддержать конкурентную цену, — прокомментировал Евгений Лукьяненко. — При этом спрос остаётся на высоком уровне — продажи в августе увеличились. Россия — необъятная страна, перевозчикам нужно много подвижного состава, и, несмотря на проблемы, рынок восстанавливается и растёт. У клиентов появляется выбор, они ездят на разной технике — тестируют, смотрят. Продавцам сейчас нужно быть гибкими, успевать подстраиваться под рынок. Надо понимать потребности клиента, чтобы вовремя их закрывать».
Европейский подход
«Сегодня главное — сервис, — утверждает Евгений Лукьяненко. — Продать машину несложно, сложно предоставить покупателю послепродажный сервис, к какому он привык за предыдущие годы. За время работы со Scania мы хорошо усвоили европейский подход к бизнесу и хотим сегодня реализовать его вместе с Dongfeng. Это означает дать клиенту качественную гарантию, обеспечить его запчастями, вовремя обслужить машины».
«Мы применяем европейскую модель к нынешним реалиям, — продолжил Евгений Лукьяненко. — Все наши дилеры раньше работали с Big 7, в основном, с Volvo и Scania. Мы стремимся к тому, чтобы сегодня они в полной мере использовали свои навыки работы с клиентами».
Для стабилизации рынка нужно время
Евгений Лукьяненко считает, что после революционных потрясений рынку нужно время для стабилизации — на это может потребоваться 2–3 года.
Что касается конкретно Dongfeng, то за первые 8 месяцев 2023 года рыночная доля тягачей бренда с колёсной формулой 4х2 составила 7,6% (согласно статистике регистраций), а общее количество отгруженных «Восточным Ветром» грузовиков уже превысило 2 тысячи. И ещё один факт: несмотря на пока недолгий срок работы в качестве дистрибьютора Dongfeng, у ряда клиентов компании техника прошла уже более 300 тысяч километров и получила хорошие отзывы. Всё это позволяет поставщику с уверенностью смотреть в будущее.