История автопробегов в России насчитывает более чем 110 лет. Их начали проводить еще при царе Николае II, когда по заказу военного ведомства отбирали лучшие модели автомобилей для армейских закупок и возможного производства в России. Московское Автомобильное общество организовывало пробеги из Москвы в Берлин, Ниццу, Париж. Обязательно проезжали через Москву и первые автогонщики на маршруте из Парижа в Пекин.
В конце 20‑х годов страна была уже совсем другая, но автопробегов стало даже больше. Тогда выясняли, какой дизель лучше — советский КОДЖУ или импортные. Ездили из Москвы в Кара-Кумы штурмовать песчаные барханы преимущественно на «Фордах» и их копиях ГАЗ-А/ГАЗ-АА. В отсутствие серьезных обкаточных стендов колесить по стране отправляли новинки автозаводов им. Молотова и им. Сталина. Автопробег — однозначно яркий, запоминающийся эпизод в романе Ильфа и Петрова…
В современной России автопробеги по стране начали активно проводить представительства иностранных автопроизводителей, в том числе и «большая семерка». По мнению маркетологов, ценность таких автопробегов оказывалась сопоставимой с участием компании в профильных выставках. Презентации автомобилей проходили прямо в регионах, перед потенциальными покупателями. Будущим клиентам не надо было ездить далеко: ни в Москву, ни в Питер, ни в Екатеринбург. Достаточно было выйти из офиса на пару часов.
В нынешних условиях активная работа на российском рынке китайских автопроизводителей — уже свершившийся факт. Но перед ними стоит архисложная задача: сломить сложившиеся стереотипы о китайских автомобилях. И здесь без автопробегов не обойтись.
ИЗ МОСКВЫ В МОСКВУ — 7 ТЫСЯЧ КМ
10 августа этого года завершился автопробег грузовиков Dongfeng по маршруту Москва-Новосибирск-Москва, стартовавший 21 июля. Более 7 тыс. км прошли пять LCV Dongfeng Captain-T, оснащенные различными типами надстроек. Однако, можно сказать, звездой автопробега стал седельный тягач Dongfeng GX DFH 4180 4х2 — это флагманская модель тягача у Dongfeng Trucks. Организаторы автопробега: компания «Восточный Ветер» — официальный дистрибьютор тяжелых грузовиков Dongfeng, ООО «Дунфэн Мотор Рус» — российское представительство Dongfeng Motor, компания «Промтех» — дистрибьютор автомобилей Dongfeng Captain-T. Почти три недели в движении. Демонстрация автомобилей-участников автопробега происходила в дилерских центрах Dongfeng в Тольятти, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Тюмени, Омске и в столице Сибири — в Новосибирске. В каждом из них клиентам и перевозчикам предоставлялась возможность подробно ознакомиться с конструкцией и характеристиками перспективных китайских грузовиков.
СРЕДНЕЙ СИЛЫ УРАГАН
Марка Dongfeng (в переводе — восточный ветер) лишь несколько моложе FAW, «Автозавода №1» Китая. А первым грузовиком «Второго автомобильного завода» в конце 50‑х стал лицензионный советский ЗиС-150. С той поры много воды утекло. В 1969 году, в городе Ухань была основана корпорация Dongfeng Motor. Не менее значимой вехой в истории Dongfeng Motor Corporation стала середина 80‑х годов, когда началось сотрудничество с Nissan Diesel — японским производителем грузовиков, а спустя десять лет и с американской моторостроительной корпорацией Cummins. В этот период у Dongfeng пошла просто череда альянсов с мировыми автопроизводителями, как по тяжелым грузовикам, так и по среднетоннажникам, LCV, легковым автомобилям. То есть это то, что в России называют «совместными предприятиями».
Ныне Dongfeng Motor — одна из крупнейших автомобильных государственных корпораций в Китае, в год суммарно выпускает более 3,2 млн автомобилей различного назначения. Основные заводы DFM расположены в Шияне, Сянъяне, Ухане, Гуанчжоу и еще в 20 городах по всему Китаю. Продукция компании экспортируется более чем в 100 стран мира.
Сейчас структура корпорации следующая: Dongfeng Motor занимается производством легковых и коммерческих автомобилей и компонентов, а Dongfeng Trucks обеспечивает выпуск грузовиков и агрегатов к ним. Ежегодно с конвейера Dongfeng Trucks сходит более 200 тыс. грузовиков. Только представьте: 3 млн автомобилей в год выпускает одна китайская корпорация! И ведь не на склад работают. Сильный ветер получается у Dongfeng…
РАСКРЫВАЯ ПОТЕНЦИАЛ
Если вспомнить тяжелые грузовики Dongfeng, которые начали поставлять в Россию в середине 2000‑х годов, то там в дизайне кабины явно были видны японские корни. Но никто не скажет, какая конкретно модель Nissan Diesel лежала в ее основе. Собственно, в те времена для самосвалов типа Dongfeng DFL3251A 6х4 кабина была вполне нормальной, а в качестве магистральных тягачей «китайцев» тогда никто не воспринимал серьезно. Однако в 2013 году Dongfeng Motor Group и Volvo Group создали стратегический альянс — Dongfeng Commercial Vehicle Company Limited.
Соответственно, уже седельный тягач Dongfeng Tianlong KL и все последующие модели выпускались в сотрудничестве со шведами. Осенью 2014 года на выставке IAA в Ганновере как раз показали эту машину — она просто была на голову выше прежних «донфенговских» моделей. У тягача Dongfeng GX DFH 4180 4х2, видимо, применялся каркас кабины Volvo FH шестого поколения, то есть той, что встала на конвейер в Гетеборге в 2013 году. Чтобы понять, насколько эта кабина «вольвовская» надо поставить Volvo FH и Dongfeng GX рядом.
Но можно просто замерить ее изнутри рулеткой. В Dongfeng GX ширина кабины по стеклам дверей — 232 см, длина от ветрового стекла до задней стенки — 212 см, высота от пола до потолка над головой водителя — 201 см. Сравнивая эти размеры с современным Volvo FН, легко заметить, что они очень близки. Или еще пример. С 2016 года выпускается Dongfeng Chengiong T7 6х4. Это практически «носатый американец»: кабина от бескапотного тягача Balong M7, с высокой крышей и длинным спальным отсеком. Его легко спутать с настоящим International Navistar. В России такие тягачи можно увидеть только на картинках, а спрос ведь наверняка будет. Эти два примера, по сотрудничеству с Volvo и с «капотником» в американском стиле, должны хотя бы «расшатать» сложившееся у нас мнение о «китайцах» вообще, и о Dongfeng в частности.
Кстати, в Китае с 2016 года проводится конкурс China Truck of the Year. Действуют практически те же правила, что и в европейском Truck of the Year. Так вот, победителем конкурса 2020 года стал Dongfeng Tianlong KL, при этом надо учесть, что в КНР производством тяжелых грузовиков занимаются более двух десятков автозаводов. А весной прошедшего 2022 года китайско-шведский альянс Dongfeng Commercial Vehicle запустил в серию семейство тяжелых грузовиков Dongfeng GX. Именно эту гамму современных тягачей выводит на российский рынок компания «Восточный Ветер». В первую очередь будут поставляться двухосные тягачи Dongfeng GX, самосвалы Dongfeng КС 6х4 и 8х4, а также седельные тягачи Dongfeng KX 4х2. Но пока мы говорим лишь про тягач, участвовавший в автопробеге, то есть о Dongfeng GX DFH 4180 4х2.
ЛОКОМОТИВ ПРОДАЖ
Этот седельный тягач полной массой 18 000 кг может работать в составе автопоезда полной массой 40‑44 тонны. Как видим — тягач европейской школы. Не только на Dongfeng GX, но и на всех других моделях для России будут применяться двигатели Сummins ISZ520, Евро-5, мощностью 508 л. с., с крутящим моментом 2430 Нм. Эти моторы разработаны специалистами Cummins в Англии, а производятся только в Китае, на совместном предприятии Dongfeng Cummins Engine Company, которое было открыто в 1996 году. Там же выпускают моторы серий B4.5 и В6.7, «шестерки» C8.3, а также Cummins L и ISLe 8.9, все эти двигатели — в автомобильном и промышленном исполнении.
Потенциальным владельцам тягачей Dongfeng GX, будет приятно осознавать, что в их распоряжении не просто современный двигатель, а мотор, который имеет высшие спортивные награды. Дело в том, что после 2018 года команда «КАМАЗ-мастер» участвует в ралли-рейдах «Дакар» именно с Cummins ISZ13, точнее с промышленным QSZ13. Тогда организаторы гонок ввели на грузовиках ограничения по объему — не более 13 л. Двигатель Cummins ISZ13 встал на замену 16‑литровой «восьмерке» Liebherr, он же MAN D2868. На «дакаровских» КАМАЗах Dongfeng Cummins выдает 1100 л. с. Рост характеристик практически в два раза! Это подтверждает высокий потенциал двигателя. И возможный высокий ресурс — тоже.
Сейчас на Dongfeng GX 4х2 в паре с Cummins ISZ13 ставится 12‑ступенчатая автоматизированная коробка ZF 12TX2620 семейства Traxon. Произведена она не в Германии, а по лицензии в Китае. Коробки ZF Traхon «умнее», чем прежние «роботы» ZF AsTronic и имеют большее быстродействие. Программы управления Traхon могут быть адаптированы под превентивную «топографическую» систему круиз-контроля типа «мерседесовской» PPC или «вольвовской» I-See, которые снижают расход топлива и облегчают работу водителя. А еще на семействе ZF AsTronic не было режимов «накат» и «раскачка», а у ZF Traхon они есть. Оси — производства китайско-американского предприятия Dongfeng Dana. Передняя ось может быть в двух исполнениях: первая рассчитана на нагрузку 9,5 т, вторая — на 7,5 т. Задний мост 13‑тонный, со стальной сварной балкой. Тормоза — дисковые, Knorr-Bremse. Также может быть установлен ретардер Voith.
В Китае работают все основные производители систем безопасности автомобиля. То, что существует в Европе на самых продвинутых грузовиках, уже есть или скоро появится на «китайцах». На Dongfeng GX 4х2 установлены ABS, ASR, ESP, круиз-контроль, системы контроля движения в полосе LDWS, предупреждения столкновения FCWS и контроля давления в шинах TPMS.
Что в результате? Dongfeng GX 4х2 — однозначно современный седельный тягач, вполне европейского уровня, экономичный и с хорошим насыщением опциями. Если российское представительство Dongfeng, «Дунфэн Мотор Рус», и компания «Восточный Ветер», официальный дистрибьютор Dongfeng Trucks, будут и в дальнейшем работать также активно, то через пару лет свободно выйдут на объемы продаж в 3–5 тыс. грузовиков в год. А там, глядишь и осиротевший автозавод в Калуге купят…
В НОВОСИБИРСК И ОБРАТНО
Компания «Восточный Ветер» уделяет особое внимание послепродажному обслуживанию автомобилей, обучению персонала дилеров и СТО Dongfeng Trucks, обеспечивает поставку запчастей, повышает уровень сервиса.
На сегодняшний день в сети компании «Восточный Ветер» 66 дилерских центров по всей стране. Вкратце расскажем о тех, кто принял демонстрационный пробег.
В Тольятти расположен один из первых крупных дилеров Dongfeng Trucks в Поволжье — компания «Влако-Сервис», которая была основана в 1996 году.
Общая площадь предприятия составляет 16 тыс. м2. Производственные мощности сервисного центра грузовиков — 6 постов ТО и ТР, цеха кузовного ремонта и окрасочный, цех ремонта агрегатов, автомойка и склад запасных частей.
Дилерский центр «Техтранс» в Уфе работает с 1998 года. Здесь уделяют особое внимание технической подготовке специалистов-ремонтников: сотрудники регулярно обучаются в России и за рубежом, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, часто занимают призовые места.
Сервисный и дилерский центр «Бовид» расположен в Челябинске. Это предприятие было основано в 1991 году и со временем стало крупным холдингом, владеющим дилерскими центрами целого созвездия мировых легковых и грузовых автомобильных брендов. Неснижаемый запас запчастей на складах «Бовид» имеет денежный эквивалент 1 млрд рублей. Компания является поставщиком техники для ведущих производственных и нефтяных компаний Южного Урала, активно работает в ближайших регионах Урала и Сибири.
Тюменский дилер Dongfeng Motor, компания «ЕвроАзия» также работает на российском рынке уже более 25 лет. Технологический потенциал «ЕвроАзия» обеспечен более чем 80 постами ТО и ТР на 5 сервисных центрах, в наличии свыше 60 тыс. наименований запчастей. Сотрудники компании производят капитальный и комплексный ремонт двигателей и трансмиссий автомобилей любой сложности. Для грузовиков здесь доступны 20 постов.
Из автопробега машины возвращались в подмосковный Ногинск, в дилерский центр компании «АзияТрак» на Горьковском шоссе. Дилерская сеть «АзияТрак», одна из крупнейших в России по Dongfeng Trucks, включает 13 авторизированных центров и станций по обслуживанию этих грузовиков.
Автор: Николай Мордовцев