В России начались продажи китайских седельных тягачей семейства Dongfeng GX DFH 4180 4х2. Знакомимся с их конструкцией, оцениваем возможности
Тяжелые грузовики Dongfeng были одними из первых «китайцев», которые начали экспортировать в Россию в середине 2000-х годов. Конечно же, в тот момент, когда сервисная сеть по автомобилям из КНР только зарождалась, другого варианта поставок, кроме самосвалов, не существовало. Самосвалы работали на объектах локально, перевозки шли на небольшом плече и наиболее ответственные дилеры даже организовывали работу передвижных ремонтных и сервисных групп. Магистральным тягачам, мотающимся по стране, обеспечить такой
сервис было не реально.
Журнал «Рейс» один из первых материалов по грузовикам Dongfeng напечатал в 2008 году, и именно по самосвалу. Тогда это был Dongfeng DFL3251A 6х4. В нынешней ситуации на российском рынке тяжелых грузовиков перевозчикам неизбежно приходиться рассматривать как кандидатов на обновление автопарка и китайские седельные тягачи. И здесь как раз интересен тягач Dongfeng GX DFH 4180 4х2 – это флагманская модель у Dongfeng Trucks. Важно понимать, что нынешнее поколение тяжелых грузовиков Dongfeng – результат сотрудничества Dongfeng Trucks с Volvo Trucks и Cummins Inc. В чистом виде грузовиков Volvo, собранных в Китае, нет. Но для создания современной оригинальной модели тягача руководство Dongfeng Motor выбрало партнеров стратегически верно. Совместный китайско-шведский альянс называется Dongfeng Commercial Vehicle. Так что, если у кого из наших автоперевозчиков наблюдается ностальгия по тягачам Volvo FH Globetrotter, то им необходимо присмотреться к продаваемым грузовикам ООО «Дунфэн Мотор Рус» – российского представительства Dongfeng Motor. А также к компании «Восточный Ветер», это официальный дистрибьютор тяжелых грузовиков Dongfeng в России.
На выставке «Комтранс 2023» именно «Восточный ветер» организовал экспозицию Dongfeng Trucks. Там выставляли флагманские седельные тягачи Dongfeng GX 4х2, более бюджетные тягачи Dongfeng KX 4х2, а также самосвал Dongfeng КС 8х4.
Разбираясь в структуре моделей Dongfeng Trucks, важно обращать внимание на буквенные обозначения: GX, KX, КС… Это примерно как у Volvo Trucks – FL, FE, FM, FMX, FH или у MAN – TGL, TGM, TGA, TGS, TGX. Серийное производство семейства тяжелых грузовиков Dongfeng GX началось в 2022 году. Это новые, самые современные машины. Еще одно название этой продукции китайско-шведского альянса Dongfeng Commercial Vehicle – Dongfeng Tianlong GX. А полное наименование седельного тягача, которого выводит на российский рынок компания «Восточный Ветер» – Dongfeng GX DFH 4180 4х2.
Cummins – стратегический партнер
У Dongfeng Trucks есть собственное производство двигателей. В частности, там выпускают 11-литровый двигатель DDi11S, это мотор Renault Trucks dCi11, который французы в альянсе со шведами продали не только в Ярославль, но и в Китай. На некоторые модели грузовиков, для поставок на определенные рынки, могут устанавливать и «чужие» двигатели, допустим, Weichai WP12 и Weichai WP13, мощностью 450, 480 или 520 л. с. Но, все-таки, главные моторы Dongfeng Trucks – Cummins. В Китае работают пять моторных заводов с участием Cummins. Один из них – совместное предприятие Dongfeng Cummins Engine Company (DCEC) в провинции Хубэй. Завод сравнительно молодой, открыт в 1996 году. Там выпускают моторы серий B4.5 и В6.7, «шестерки» C8.3, а также Cummins L и ISLe 8.9, все эти двигатели в автомобильном и промышленном исполнении. Самый большой и мощный мотор в линейке DCEC – семейство Z13, то есть QSZ13/ISZ13. Эти двигатели поставили на конвейер в 2015 году и завод способен ежегодно выпускать свыше 80 тысяч 13-литровых дизелей. Двигатели семейства QSZ13/ISZ13 разработаны специалистами Cummins Inc. в Англии, а производятся только в Китае. При проектировании двигателей семейства Dongfeng Cummins QSZ13/ISZ13 максимально учитывали опыт разработки и эксплуатации как моторов Cummins, так и подобных дизелей других производителей, в том числе, европейских.
Конструктивно QSZ13/ISZ13 схож с моторами Cummins семейства М11, но он с другой размерностью. 13-литровые моторы развивают максимальную мощность, сопоставимую с большинством 13-литровых дизелей «европейцев». В какой-то степени это объясняется «честным» рабочим объемом 12,97 литра, в то время, как у большинства конкурентов объем около 12,5 литра. Но поллитра объема все же не главное… У QSZ13/ISZ13 есть несколько настроек мощности: самая маленькая – 425 л. с и крутящий момент 1966 Н·м, потом идут 450, 520 и 525 л. с. Настройка максимальной мощности – 560 л. с. при 1900-2000 об/мин и момент 2640 Н·м при 1200 об/мин.
Для российских перевозчиков «китайца американо-английского происхождения» лучше сопоставить с «немцами». К примеру, один из самых современных моторов у Daimler – рядная «шестерка» OM471 рабочим объемом 12,8 литра. Впервые его показали в 2011 году, затем в 2018-м модернизировали. Первоначально минимум был 420 л. с. и 2100 Н·м, а максимальная настройка мощности составляла 510 л. с. и 2500 Н·м, затем мощность подняли до 530 л. с. сдвумя настройками момента – 2500 и 2600 Н·м при 1100 об/мин.
У MAN более «возрастной» мотор – модель D2876 12,8 л, который выпускали еще в исполнении Евро‑4, то есть с середины 2000-х годов. У «баварца» мощностной диапазон начинается от 410 л. с., предельная настройка 510, потом увеличили до 530 и сейчас с Евро‑6 достигла 540 л. с. и 2500 Н·м при 1000-1400 об/мин.
Источник мощности и столь высоких характеристик у Cummins QSZ13/ISZ13 – четыре клапана на цилиндр, интеркулер и главное – турбонаддув с турбиной Holset. Двигателю легко «дышать». Кстати, мотор не только мощный, но и экономичный. В сравнении с конкурентами он расходует на 6% меньше топлива. То есть здесь хорошо отлаженный рабочий процесс и электронноуправляемая топливная система Cummins XPI (Common Rail) с увеличенным до 2400 бар давлением распыла.
У Cummins QSZ13/ISZ13 диаметр поршня 130 мм и ход 163 мм. Это близко к двигателю Volvo D13 и многим другим моторам. Распредвал находится в блоке, привод шестерен ГРМ передний, возможен отбор мощности от носка коленвала и ГРМ на дополнительный гидронасос. У Cummins QSZ13/ISZ13 все настроено на высокий ресурс: блок цилиндров со сменными «мокрыми» гильзами отлит из высокопрочного чугуна с глобулярным графитом, кроме того, чугун легирован молибденом. Хитрые технологии закалки и обработки гильз долго сохраняют заводскую хонинговку, существенно уменьшают эксплуатационный расход масла. Головка блока общая для всех цилиндров и также чугунная, что предотвращает появление термических трещин. Вообще в двигателе применяют современные конструкционные материалы и, в частности, полностью стальные, прочные поршни с полимерным покрытием «юбки». Коленвал кованый, стальной, с увеличенным до 125 мм диаметром коренных шеек, тем самым достигается увеличенное перекрытие «корня» с шатунными шейками. На сайте Dongfeng Cummins Engine Company пишут, что срок службы коленвала на 40 % выше, чем у аналогичного чугунного вала с меньшим диаметром коренных шеек. В результате, китайцы не боятся озвучить ресурс до капитального ремонта двигателя – около 1,6 миллиона километров.
В России моторы Cummins QSZ13/ISZ13 ставили на тяжелых самосвалах «ТОНАР», но главное – на гоночных автомобилях команды «КАМАЗ Мастер». После 2018 года команда «КАМАЗ Мастер» участвует в ралли-рейдах серии «Дакар» именно с Cummins ISZ13, точнее с промышленным QSZ13. Тогда организаторы гонок ввели на грузовиках ограничения по объему – не более 13 литров. Двигатель Cummins ISZ13 встал на замену 16-литровой «восьмерке» Liebherr, он же MAN D2868. С определенными доработками на «дакаровских» КАМАЗах Dongfeng Cummins выдает 1100 л. с. при 2400 об/мин и 4500 Н·м момента. Рост характеристик практически в два раза! Это подтверждает высокий потенциал двигателя. И возможный высокий ресурс тоже.
Не только на Dongfeng GX, но и на всех других моделях тяжелых грузовиков Dongfeng Trucks для России применяют двигатели Сummins ISZ13.520, Евро‑5, мощностью 508 л. с., с крутящим моментом 2430 Н·м, с нейтрализацией SCR с AdBlue и сажевым фильтром. Обратите внимание: мощность указана именно как 508 л. с., а не 520.
Для удобства водителя
На всех седельных тягачах Dongfeng стоят только автоматизированные механические коробки передач. Чистая «механика» установлена только на самосвалах Dongfeng KC6х4 и Dongfeng KC8х4 – коробка Fast Gear, полностью синхронизированная, 12-ступенчатая 12JSDX240TB, с диапазоном чисел от 15,53 до 1,00. У Dongfeng Trucks есть и собственные коробки. В частности, тягач Dongfeng Tianlong KL оснащается 14-ступенчатой механической КП или 14-ступенчатой автоматизированной коробкой передач DT1420 собственной разработки компании. Но злые языки утверждают, что в основе этой АКП коробка Volvo I-Shift.
На тягачах Dongfeng GX DFH 4180 4х2 первых партий поставок были 12-ступенчатые «роботы» ZF12TX2620 AMT с диапазоном чисел от 16,7 до 1,0. Буквы ТХ в обозначении коробки указывают, что этот агрегат из семейства самых современных у ZF модульных коробок Traхon. Эти коробки ставят MAN, DAF, IVECO. Но у Dongfeng GX 4х2 они сделаны не в Германии, а в Китае, по лицензии.
Как бы то ни было, это все равно ZF, и это Traxon. Коробки ZF Traхon «умнее», чем прежние «роботы» ZF AsTronic и имеют большее быстродействие. Программы управления Traхon могут быть адаптированы под превентивную «топографическую» систему круиз-контроля типа «мерседесовской» Predictive powertrain control (PPC) или «вольвовской» I-See, которые снижают расход топлива и облегчают работу водителя. А еще на семействе ZF AsTronic не было режимов «накат» и «раскачка», а у ZF Traхon они есть. Для России коробку ZF12TX2620 AMT теперь ставят на более бюджетные тягачи Dongfeng KX 4х2, а на флагманский Dongfeng GX тоже «робот», но другой – Eaton EHDM‑26N112C.
Раньше в Россию грузовики с этими коробками не поставляли. Похоже, эту коробку тоже делают в Китае, но по лицензии американской компании Eaton fuller, точнее, теперь уже Eaton Cummins Automated Transmission. В США есть семейство 12-ступенчатых «роботов» Eaton endurant HD N, теперь их выпускают и в КНР. Здесь диапазон чисел от 14,43 до 0,77 – она более «скоростная», чем ZF Traхon, соответственно, более экономичная. Напомним, что одной из особенностей КП Eaton всегда было применение двух промежуточных валов в основной коробке. Очень надежное решение. Оказывается, Eaton EHDM‑26N112C ставит не только Dongfeng Trucks, но и Shaanxi на своем новом капотном седельном тягаче Shaanxi Xide-Yan 490 4х2. Видимо, оно того стоит…
Оси производства совместного китайско-американского предприятия Dongfeng Dana. Передняя ось может быть в двух исполнениях: первая рассчитана на нагрузку 9,5 т, вторая на 7,5 тонны. Задний мост 13-тонный, со стальной сварной балкой, с гипоидным редуктором i = 2,63, с блокировкой дифференциала. Тормоза – дисковые по кругу, производитель тормозных компонентов Knorr-Bremse. В «базе», а не как опция, установлен трансмиссионный замедлитель – ретардер Voith. Применена четырехбаллонная схема задней пневмоподвески. Она, безусловно, более сложная и дорогая, зато надежная и несколько более мягкая. В частности, четыре пневмоподушки применяют на Volvo FH, на MAN TGS/TGX. В управлении пневмоподвеской применяется аппаратура Wabco. Пневмобаллоны смонтированы на двух продольных кованых двутавровых балках. Кронштейны нижних реактивных штанг, на первый взгляд, просто копия кронштейнов Volvo FH.
Шведская родословная
Если вспомнить тяжелые грузовики Dongfeng, которые поставляли в Россию в середине 2000-х годов, то там в дизайне кабины явно были видны японские корни. В те времена для самосвалов типа Dongfeng DFL3251A 6х4 кабина была вполне нормальной, а магистральные тягачи из КНР мы тогда толком и не видели. Однако в 2013 году Dongfeng Motor Group и Volvo Group создали стратегический альянс – Dongfeng Commercial Vehicle Company с 45 % долей шведов. Осенью 2014 года на выставке IAA в Ганновере как раз показали магистральный тягач Dongfeng KX 6х4 Kinland Flagship – он просто был на голову выше прежних «донфенговских» моделей. Тогда говорили, что новая кабина сделана на основе каркаса Volvo FH, а оригинальный дизайн помогали создать итальянцы из ателье Up-Design. Насколько серьезно шведы относились к альянсу с Dongfeng говорит тот факт, что на IAA 2014 все автомобили Volvo Group выставляли в одном павильоне – сначала всевозможные премьеры Volvo, потом Renault Trucks и там же стенд Dongfeng. Кстати, тогда на выставке объявили, что титул Truck of the Year 2015 поручил новый тягач Renault T, а на стенде у Volvo народ толпился вокруг новой «роботизированной» коробки I-Shift с двойным сцеплением. На таком авторитетном фоне премьера Dongfeng KX не затерялась – публикации о «китайце» прошли во всех российских специализированных изданиях. Журналисты отметили высокое качество сварки и окраски кабины, добротную отделку интерьера. Соответственно, уже все следующие модели после тягача Dongfeng KX 6х4 создавали в сотрудничестве со шведами. Еще один интересный момент: примерно в это же время было создано совместное предприятие Foton Motor и Daimler. Так вот, их совместный тягач Foton Auman EST Н5 4х2 c кабиной Mercedes-Benz Actros MP3 показали в Ганновере только в 2016 году – на два года позже, чем Dongfeng KX 6х4. Кстати, нынешний тягач Dongfeng KX 4х2, который на выставке «Комтрас 2023» позиционировали как грузовик для межрегиональных перевозок, то есть в какой-то степени – «бюджетник», фактически и есть тот Dongfeng из Ганновера, только двухосный. А флагманом, еще более крутым тягачом, считается Dongfeng GX DFH 4180 4х2.
У тягача Dongfeng GX 4х2, видимо, применяется каркас кабины Volvo FH шестого поколения, то есть той, что встала на конвейер в Гетеборге в 2013 году. Что бы понять, насколько эта кабина «вольвовская», надо поставить Volvo FH и Dongfeng GX рядом. А можно просто замерить ее изнутри рулеткой. У Dongfeng GX такие размеры: ширина кабины по стеклам дверей – 232 см, длина от лобового стекла до задней стенки – 212 см, высота от пола до потолка над головой водителя – 201 см. Тоннель двигате-ля возвышается на 12 см. Сравнивая эти размеры с современным Volvo FН, легко заметить – они очень близки.
Даже спустя 10 лет после премьеры Volvo FH образца 2013 года эта кабина остается одной из лучших в мире для магистрального грузовика. Лучшей по объему, лучшей по безопасности при столкновениях и ДТП, лучшей по продуманности интерьера. На Dongfeng GX 4х2 сохранены все присущие Volvo FН ящики, шкафчики, полочки и прочие емкости для хранения пожитков водителя. А их здесь традиционно много. Нет только размещения «в два этажа» багажных ящиков на боковых панелях кабины, которые есть у Volvo FH. Да, это не 100% копия «вольвовского» интерьера, но все хорошего исполнения и качества материалов. Если не знать, что это китайский грузовик, не смотреть на эмблему, то и не поверишь в его азиатское происхождение. Остается разобраться с ресурсом этих новых для российского рынка тягачей, а на это требуется как минимум год-два.
Автор: Николай Мордовцев